Перечень изменений в федеральном законе об образовании

Обзор документа

Президент РФ пересмотрел порядок практической подготовки студентов. Термин “практика” заменяется понятием “практическая подготовка”. Она может проходить на базе не только образовательных организаций, но и предприятий, учреждений. Уточнены особенности реализации образовательных программ в сетевой форме.

Скорректированы нормы о формировании федерального перечня учебников. Образовательная организация теперь обязана обеспечить доступ к информации о численности обучающихся-иностранцев и о местах ведения деятельности, в т. ч. не указываемых в приложении к лицензии.

Дополнено содержание положения о госаккредитации образовательной деятельности.

В Законе о защите конкуренции прописаны новые случаи, когда договоры аренды или безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества образовательных организаций можно заключать без торгов.

Часть поправок касается ректоров МГУ и СПбГУ. Президент РФ может продлевать их полномочия неограниченное число раз (ранее – дважды).

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Трудовые правами, социальные гарантии и льготы для педагогических работников

Педагогический состав образовательных учреждений имеют право на получение трудовых и социальных гарантий:

  • возможность использования права на сокращенную продолжительность труда;
  • получение дополнительного профильного образования, с периодичностью 1 раз в 3 года;
  • пользоваться продолжительными ежегодными отпусками (оплачиваемыми). Причем продолжительность отпуска определяется Правительством РФ;
  • использование продолжительного отпуска с продолжительностью до одного календарного года не чаще 1 раза в 10 лет;
  • оформление страхового пенсионного обеспечения досрочно, согласно действующим нормативным актам;
  • правом становиться в очередь на получение жилой недвижимости при условии, если педагог остро в этом нуждается;
  • остальные трудовые права, а также социальную помощь, которая устанавливается действующим законодательством РФ.

Основные академические права педагогов заключаются в следующем:

  • наличие запрета на вмешательство в их трудовую деятельность;
  • наличие возможности принимать активное участие в разработке образовательных программ;
  • возможность вести параллельно научно-исследовательскую работу;
  • возможность самостоятельно выбирать формы преподавания образовательных программ, если это не противоречит этике;
  • возможность использования собственных (авторских) образовательных программ, если они способны улучшить форму восприятия учебного материала;
  • возможность принимать активное участие в обсуждении вопросов, касательно образовательного процесса;
  • свобода слова и самовыражения;
  • возможность самостоятельно подбирать учебные пособия, способные улучшить качество преподавания.

Данный перечень прав и гарантий не является исчерпывающим. Подробней все узнать можно в Федеральном законе №273.

Основные положения данного закона рассмотрены в следующем вебинаре:

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Права учащихся

Рассмотрим права учащихся по каждой категории отдельно.

Стимулирование и предоставление социальной помощи ученикам

Ученики наделены:

  • делать самостоятельный выбор образовательного учреждения, а также вида получения образования (очная, заочная, дистанционная);
  • проходить обучение при условиях, которые допускаются их состоянием здоровья и психологического развития. При необходимости получение необходимой социально-педагогической и психологической помощи;
  • возможностью обучаться по индивидуальной программе, если обстоятельства не запрещаются нормативными актами;
  • правом на получение отсрочки в прохождении срочной воинской службы на период обучения;
  • возможностью перейти с платной на бесплатную форму обучения при соблюдении нормативных актов РФ;
  • использование библиотеки образовательного учреждения бесплатно;
  • получить необходимые сведения по актуальности выбранной профессии перед началом образовательного процесса.

Учащимся предоставляются меры стимулирования и социальной поддержки:

  • полного обеспечения: спецодеждой, а также необходимым инвентарем при наличии на то обстоятельств, предусмотренных федеральными законами РФ;
  • право бесплатно питаться в образовательных учреждениях при наличии обстоятельств, регламентированных федеральными законами РФ;
  • предоставление мест в интернатах и общежитиях при наличии обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством РФ;
  • правом на пользование транспортным обеспечением согласно статье 40 ФЗ “Об образовании”;
  • получение стипендий и другого вида денежной помощи (выплат) согласно закону “Об образовании”;
  • право на получение займов с целью получения образования согласно действующему законодательству РФ.

Получение стипендий и иных выплат

Под определением “стипендия” подразумевается денежная сумма, которая назначается учащимся с целью дополнительного стимулирования либо же поддержки при получении будущей профессии.

Закон “Об образовании” определяет следующие виды государственных стипендий:

  • академическая;
  • социальная;
  • для аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров.

Кроме этих выплат, предусмотрены такие стипендии:

  • президентская;
  • именная;
  • губернаторская;
  • частная (если учащийся проходит обучение от какой-либо фирмы или частного лица, гарантирующее ему в дальнейшем рабочее место);
  • стипендия слушателям подготовительных курсов согласно обстоятельствам, предусмотренным действующим законодательством.

В свою очередь, социальная стипендия от государства выплачивается:

  • детям-сиротам;
  • детям-инвалидам;
  • инвалидам 1 или 2 группы;
  • гражданам, относящихся к категории “чернобылец” или получившие радиацию по причине ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • гражданам, получившим военные травмы в период прохождения воинской службы или в следствии ведения боевых действий (наличие соответствующего удостоверения);
  • лицам, проходившим воинскую службу по контракту на протяжении минимум 3 лет;
  • гражданам, получающим на момент поступления в образовательное учреждение иную социальную выплату.

Транспортное обеспечение

Предоставление права на бесплатный транспорт в качестве перевозки учеников в образовательных учреждениях возникает при наличии на то общеобразовательных программ между поселениями.

Деньги выделяются за счет учредителей.

Комментарий к Ст. 5 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Ключевой в комментируемой главе, безусловно, выступает ст. 5 Закона о содержании и гарантиях реализации права на образование. Рассматриваемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения были закреплены в ст. 5 Закона N 3266-1, а также в ряде его отдельных норм. Кроме того, в преамбуле Закона декларировалось, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Право на образование в комментируемой статье 5 Закона Об образовании России объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это означает, что право на образование включено Законом в число естественных прав и свобод человека и гражданина, возникает с рождением, прекращается в момент смерти человека и может быть ограничено только в целях, установленных Конституцией страны и комментируемым Законом. То есть в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка. В этой связи необходимо отметить законодательную новеллу, в соответствии с которой принцип гарантии равного права на образование независимо от открытого перечня обстоятельств, отличающих людей друг от друга, уравновешен указанием на то, что предпочтения и преимущества, установленные при реализации рассматриваемого права для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не является дискриминацией в правах иных обучаемых (см. п. ч. 5 настоящей статьи).

Часть 2 комментируемой статьи почти текстуально воспроизводит норму ч. 2 ст. 19 Конституции России о равноправии граждан применительно к сфере образования.

В части 3 комментируемой статьи вновь подтверждена общедоступность и бесплатность основных видов довузовского образования и бесплатность первого высшего образования, получаемого на конкурсной основе, частичная государственная финансовая поддержка получения образования социально незащищёнными категориями граждан (см. п. 3 ч. 5 ст. 5). В проекте Закона также подтверждалась возможность получения полилингвального образования, которая, к сожалению, изъята из окончательного его текста.

В части 4 комментируемой части статьи 5 Закона Об образовании в РФ вновь подтверждается малореальная в настоящей жизни норма о создании соответствующих социально-экономических условий для обучения человека на протяжении всей его жизни.

В завершающей 5 части статьи перечислены отдельные категория обучаемых, обладающих особым правовым статусом по сравнению с иными гражданами в сфере образования. Две из них охарактеризованы выше, осталась категория одарённых детей, которым по смыслу комментируемой нормы должно оказываться содействие всеми органами публичной власти.

Основные положения и принципы

Федеральный закон № 273 включает в себя абсолютно новые принципиальные положения, которые касаются российского образования.

Для школ:

  • первоочередным правом записи на поступление в 1-й класс обладают граждане, проживающие в том же регионе, где находится образовательное учреждение;
  • педагоги могут совершать индивидуальный подбор учащихся для дальнейшего изучения углубленных предметов исключительно в средних и старших классах;
  • при попытке устроить ребенка в творческое учебное заведение нужно проходить конкурсный отбор;
  • произвести закрытие сельского образовательного учреждения можно только после получения разрешения от сельского головы.

Для колледжей, техникумов:

  • возможность закрытия профессиональных училищ (ПТУ), которые в своей образовательной программе предлагают исключительно профобразование;
  • предоставление прав образовательным учреждениям на инклюзивные или интегрированные программы обучения, в том числе осуществлять подбор учащихся на конкурсной основе.

Для высших учебных заведений:

  • результаты сдачи единого госэкзамена отныне действительны на протяжении 5 лет;
  • сокращение перечня льготников при поступлениях;
  • определена квота в размере 10% для поступления детей-инвалидов, а также других инвалидов. Все остальные льготники теперь имеют право на бесплатное обучение на базе подготовительных курсов при высших учебных заведениях;
  • правом на бесплатное посещение подготовительных курсов можно воспользоваться всего 1 раз;
  • все вузы, включая и частные, в обязательном порядке должны принимать участие в мониторинге Министерства образования и науки.

Правом на могут воспользоваться:

  • дети-инвалиды, а также: сироты, с инвалидностью 1 или 2 группы;
  • лица до 20 лет, у которых имеется только один родитель – инвалид 1 группы;
  • при наличии у родителей либо у одного из них статуса “чернобылец”;
  • дети, чьи родители являются военнослужащими либо сотрудниками правоохранительных органов.

Все права вступили в юридическую силу с 1 сентября 2013 года.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий