Основные положения закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Стороны соглашения

Участниками медстрахования выступают следующие стороны (гл. 3):

  • застрахованные – это лица, чьи интересы защищены по системе медицинского страхования. Подтверждением возможности является мед. полис, который получают:

    • граждане РФ;
    • иностранцы, постоянно или временно находящиеся на территории страны;
    • некоторые лица без гражданства;
    • беженцы, зарегистрировавшие статус по закону «О беженцах»;
  • страхователи – субъекты, производящие перечисления страховых взносов:

    • работодатель для трудоустроенных граждан, который отчисляет платежи ОМС;
    • органы исполнительной власти субъектов РФ для неработающих лиц;
    • самозанятые граждане, производящие отчисления самостоятельно;
  • страховщики – федеральные фонды некоммерческого характера в рамках государственной программы ОМС;
  • территориальные фонды – региональные организации некоммерческого толка, создаваемые страховщиками на местах для реализации территориальных программ ОМС. Эти организации вправе организовывать местные филиалы, представительства.

Государственное медицинское страхование невозможно реализовывать без профессионального вклада представителей, чья сфера деятельности требует лицензирования.

Страховые медицинские организации. Являются финансовыми операторами режима медицинского страхования: аккумулируют финансовые потоки из поступающих взносов, собственных средств, распределяют их на оказание медицинской помощи.

Эти субъекты отвечают по финансовым обязательствам, вытекающим из договоров ОМС. Помимо обязательного лицензирования (лицензия Минфина) легитимность организации подтверждается включением в государственный реестр СМО.

Медицинские организации в сфере ОМС. Это лечебные учреждения, непосредственно оказывающие медико-профилактические услуги населению по страховой системе. В соответствие со ст. 15 ФЗ 326 к участию в программах ОМС допускаются клиники всех организационно-правовых типов, частнопрактикующие специалисты. Все они подлежат включению в реестры структур, предоставляющих услуги по планам ОМС.

Права и обязанности

Стороны ОМС, которые выполняют ключевые задачи:

  • страхователи обязаны своевременно и в полном объеме перечислить взносы за подопечных, для чего они заключают договора с территориальными фондами медстрахования;
  • страховщики распределяют финансовые потоки, заключают страховые соглашения, контролируют выполнение обязанностей страхователями, а также подтверждают подлинность страховых случаев;
  • медицинские страховые учреждения выступают связующим звеном фондов, страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. Они тарифицируют страховые выплаты, визируют заключение договора, определяют ставки страховых взносов и аккредитуют медучреждения для участия в программах ОМС;
  • профильные медицинские структуры оказывают всю необходимую медицинскую помощь и получают оплату по системе ОМС. Их деятельность строится на основе гос. аккредитации, лицензирования предоставляемых услуг и подтверждения компетенции сотрудников.

А вот обязанности владельцев полисов предельно просты: получить документ и предъявить его при необходимости. Застрахованные граждане могут выбирать клинику, докторов и страховую организацию, руководствуясь личными предпочтениями и обстоятельствами частной жизни. И аккредитованные клиники не вправе отказать предъявителю подтверждающей бумаги в бесплатной помощи.

Статья 30. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

1. Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

2. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.

2.1. Тарифное соглашение в пятидневный срок после дня его заключения направляется председателем комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в Федеральный фонд для подготовки заключения о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования. Порядок и сроки рассмотрения тарифного соглашения, подготовки заключения Федеральным фондом и его типовая форма устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если в заключении Федерального фонда сделан вывод о несоответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования, представители сторон тарифного соглашения, указанных в части 2 настоящей статьи, обеспечивают внесение соответствующих изменений в тарифное соглашение, а председатель комиссии повторно направляет его в Федеральный фонд в установленный им срок.

3. Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

4. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.

5. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают на своих официальных сайтах в сети “Интернет” установленные тарифы на оплату медицинской помощи в срок не позднее 14 календарных дней со дня их установления.

Последние изменения

Как все системные нововведения, обязательное медстрахование первые годы действия проходило обкатку с периодическими правками.

В 2014-2015 годах ВМП (высокотехнологичная медпомощь) вошла в систему обязательного страхования. Тогда страховая система охватила более 450 наиболее востребованных метода излечения. Через два года список расширился до 512 наименований, разработан алгоритм предоставления ВМП, не входящей в базовую систему ОМС.

С июля 2016 в тестовом режиме заработал институт страховых представителей – «поверенных» в делах здоровья. Эти сотрудники помогают гражданам сориентироваться в предоставляемых возможностях ОМС, оказывают юридическую поддержку, отслеживают качество медпомощи.

О принципах работы системы ОМС смотрите в следующем видеосюжете:

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий