Основные положения закона «О таможенном тарифе»

Содержание закона

Что именно определяет данный нормативный акт о таможенном тарифе? О чём в нём говорится?

Речь в законе идет о:

  • Целях таможенного тарифа, его сущности и сфере применения, ставках, а также видах таможенных пошлин и соответствующей терминологии.
  • О разновидностях пошлин (сезонных и особых) и процедуре их применения.
  • О правах и обязанностях таможенного органа и декларантов.
  • Методах, которыми определяется таможенная стоимость того или иного товара вкупе с порядком их применения.
  • Критериях определения страны ввозимого товара и перечне подтверждающих документов.
  • Тех случаях, когда возможно освобождение от таможенной пошлины либо предоставление льготного тарифа.
  • О принципах соблюдения норм международных отношений в таможенном деле.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона и сфера его применения

Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Республики Беларусь при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Основными целями Таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;

защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Статья 2. Таможенный тариф Республики Беларусь

Таможенный тариф Республики Беларусь – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее – Товарная номенклатура).

Статья 2-1. Объект обложения таможенными пошлинами

Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары:

ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.

Статья 2-2. Налоговая база

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или их вывозе с таможенной территории Республики Беларусь налоговая база определяется по товарам, в отношении которых установлены:

адвалорные ставки таможенной пошлины, – как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

специфические ставки таможенной пошлины, – как количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении.

Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В отношении товаров, происходящих из стран, с которыми у Республики Беларусь нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона. В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, за исключением случаев, когда таможенными органами Республики Беларусь обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым у Республики Беларусь нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации.

Статья 4. Виды ставок таможенных пошлин

В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Статья 4-1. Порядок исчисления таможенных пошлин

Сумма таможенных пошлин определяется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:

где

С – сумма таможенной пошлины;

Н – налоговая база (таможенная стоимость);

П – адвалорная ставка таможенной пошлины.

Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется по формуле:

где

С – сумма таможенной пошлины;

К – налоговая база (количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);

Новости

Проект Федерального закона “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” разработан Минэнерго России в инициативном порядке с целью устранения правовой коллизии в вопросе освобождения от взимания таможенных пошлин при вывозе с территории Российской Федерации углеводородов (продукции), принадлежащих Российской Федерации и инвесторам (операторам) при реализации соглашений о разделе продукции.

Описание ФЗ «О таможенном тарифе» N 5003-1

Приняли 5003-1 Федеральный Закон в 1993 году, вступил в законную силу действительный документ 21 мая того же года.

Состоит настоящий ФЗ из 7 разделов и 38 статей:

  • Раздел 1 (ст 1 — 5) — обуславливает общие положения, такие как цели рассматриваемого закона, виды и порядок установления таможенных тарифов и так далее;
  • Раздел 2 (ст 6 — 11) — содержит нюансы сезонных пошлин;
  • Раздел 3 (ст 12 — 17) — характеризует положения о таможенной стоимости товаров;
  • Раздел 4 — положения данного раздела утратили юридическую силу 6 декабря 2011 года;
  • Раздел 5 — статьи настоящего раздела утратили юридическую значимость 1 июля 2006 года;
  • Раздел 6 (ст 34 — 37) — содержит положения о тарифных льготах;
  • Раздел 7 (ст 38) — обуславливает заключительные положения законодательного акта.

Настоящий Федеральный Закон регламентирует:

  • порядок и условия применения ставок;
  • определение размера таможенных тарифов;
  • формирование списка товаров, подлежащего уплате пошлины;
  • нюансы применения пошлин на ввозимую продукцию, в зависимости от страны производителя;
  • правила предоставления тарифных льгот, преференций и квот.

В каждой стране таможенные ставки различаются по видам и по размерам. В соответствии с законом № 5003-1 «О таможенном тарифе», в пределах Российской Федерации применяются следующие виды пошлин:

  • Адвалорные тарифы — означают начисление определенного процента к стоимости облагаемого товара;
  • Специфические тарифы- означают взимание определенной суммы за один перевозимый объект;
  • Комбинированные (смешанные) тарифы — сочетают в себе таможенные ставки адвалорные и специфические.

Пример комбинированных таможенных тарифов:

  • 12%, но они должны составлять не менее 2 евро за один товар;
  • 8%, но плюс 3 евро за килограмм.

В настоящий Федеральный Закон последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

Основные положения

Применение таможенных пошлин необходимо для:

  • совершенствования структуры продукции, ввозимой на территорию России;
  • формирования нормы соотношения ввозимого товара и вывозимого;
  • установления соотношения доходов и расходов в валюте;
  • обеспечения безопасности отечественных производителей от нежелательной конкуренции со стороны иностранных государств;
  • увеличения доходов российского государства;
  • создания отечественным экспортерам благоприятных условий для доступа на рынки зарубежных стран.

Основные положения таможенных тарифов обусловлены в 3 статье рассматриваемого Федерального Закона № 5003-1.

Третья статья гласит, что пошлина едина и изменениям не подлежит со стороны лиц, осуществляющих ввоз или вывоз. Также в соответствии с законом, с некоторыми благоприятствуемыми странами применяются тарифы Таможенного союза. Размеры эти ставок определяются исходя из определенного перечня товаров, который вправе оформлять Правительство Российской Федерации.

Понятие

В общем виде это закон, который включает список ставок и пошлин, согласно которым происходит оформление обязательных платежей при пересечении границы. В нем представлены как импортные, так и экспортные пошлины, которые четко прописаны в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

То есть, закон о таможенном тарифе содержит перечень товаров, которые подлежат налогообложению. В товарной номенклатуре, которая является частью закона, определяются конкретные ставки по группам товаров. На основе данного документа формируется таможенный тариф. Внутри его происходит выделение по классификационным признакам.

Целями внедрения тарифа есть:

  1. Рационализация структуры товаров, что распространяется на всю территорию ТС.
  2. Поддержание соотношения экспорта и импорта для уравновешивания рынка.
  3. Формирование прогрессивных изменений.
  4. Защита экономики от иностранной конкуренции, в том числе демпинга.
  5. Создание условий для интеграции в мировую экономику.

Существует следующая классификация по видам таможенных тарифов:

  • Простой или одноколонный. Суть его в том, что для каждого товара указан конкретный тариф, причем действует он для всех стран, и не зависит от страны происхождения товара.
  • Сложный или многоколонный. Тут ставка зависит не только от товара, но и от страны происхождения. Такой подход гарантирует большую гибкость внешнеторговой политики. Применение этого варианта удобно за счет того, что удается подстроиться под достаточно сложные условия торговли. К тому же участие в международных договорах разного типа требует этого. В частности предоставлять преференции.

Суть и значение закона

Документ определяет порядок однообразного формирования в РФ таможенного тарифа. Регулирует взаимоотношения внутреннего российского рынка во время его взаимодействия с мировым рынком. Устанавливает базовые правила, по которым на пересекающие границу РФ товары налагаются пошлины.

Закон обеспечивает:

  • рационализацию ввозимой продукции в Россию;
  • поддержку баланса между ввозимыми и вывозимыми товарами, а также поступление валюты в российскую казну;
  • создание условий для выполнения благоприятных прогрессивных изменений в российском производстве, потреблении различных товаров;
  • защиту экономики России от агрессивного воздействия со стороны иностранных конкурирующих компаний;
  • базовые условия для возможности благоприятной интеграции российских товаров на мировой рынок.

Закон устанавливает:

  • порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин;
  • порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются;
  • случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины;
  • особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин;
  • особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

На заметку! Фактически закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 года установил базовый свод ставок и пошлин, благодаря которым отечественная продукция получила шанс конкурировать на мировом рынке.

Статья 36. Тарифные преференции и тарифные квоты

1. Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

2. Для целей настоящей статьи в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

К товарам, ввозимым в Российскую Федерацию свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

3. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Комиссией Таможенного союза либо по решению Комиссии Таможенного союза Правительством Российской Федерации.

В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию Российской Федерации в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации.

4. Для целей настоящей статьи в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.

К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.

5. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий