Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Перечень программ

Благодаря социальной адаптации детей с ОВЗ удается сформировать личность и выпустить ее в общество.

Чаще всего для этого ребенок направляется на обучение в обычную общеобразовательную школу, где вся его программа реабилитации проходит на индивидуальных условиях. При наличии отличий от нормального в поведении, малыша отправляют в специализированное учебное заведение, где учеба носит индивидуальный характер.

Как показывает практика, для нормальной жизнедеятельности такого ребенка требуется именно индивидуальный подход, так как он способствует его социальной адаптации, малыш перестает быть замкнутым в себе и начинает общаться.

Сейчас наибольшей популярностью и эффективностью пользуется пескография и прочие методики, предлагаемые ведущими специалистами.

Чтобы социально адаптировать таких детей, постоянно разрабатываются дополнительные программы, в которых отображаются нюансы воспитания таких малышей.

Еще один доступный вид соцадаптации ребенка — лепка с использованием красочных материалов. С помощью таких занятий у малыша формируется интерес к эстетике, художественное видение предметов.

Для такой работы может использоваться любой материал, отвечающий требованиям ГОСТ. Чаще всего используются грязь и соленое тесто.

В ходе таких занятий достигается сразу несколько целей:

  1. Улучшение психического состояния ребенка.
  2. Синхронизация действий его рук.
  3. Развитие разных типов мышления.
  4. Выработка умения достигать поставленной цели.

Важно! Целью таких программ является не только социальная адаптация ребенка, но и выработка у него простейших привычек, которые позволят в будущем позаботиться о себе и о своих родственниках.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Возможные трудности адаптации

К сожалению, далеко не всегда социальная адаптация ребенка с ОВЗ проходит гладко. Наиболее частыми причинами трудностей являются:

  • физиология – к примеру, глухота не позволяет ребенку свободно общаться с другими детьми, проблемы с опорно-двигательным аппаратом –перемещаться;
  • психофизиология – темперамент, характер ребенка, его биоритмы;
  • недостаток социализации – к примеру, если круг общения ребенка в обычной жизни слишком ограничен;
  • умственные возможности – развитие у некоторых детей с инвалидностью может быть недостаточным в сравнении с его сверстниками.

Как раз с помощью программ социальной адаптации ребенок получает поддержку от взрослых, которая помогает воспитать полноценную личность из малыша.

Родители, чтобы помочь ребенку социализироваться, должны помогать ему тоже, а не надеяться только на образовательное учреждение. Сегодня существует огромное количество техник и дополнительных программ, упрощающих социальную адаптацию.

К примеру, дошкольника можно отдать на кружок пескографии. Это поможет ему корректировать свои эмоции, волю. Дополнительно пескотерапия развивает не только психосоматорные, но и художественные возможности.

В итоге ребенок развивается разносторонне и ему становится легче социализироваться. Малыш сможет чувствовать себя обычным ребенком, таким же, как и все окружающие дети, пусть и с некоторыми особенностями.

Прочтите: Как оформить инвалидность ребенку в 2020 году

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий