Формы организации обучения учащихся с ОВЗ

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации. Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее. Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты… 

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

Ребенок ползает на уроке и колет всех иголкой – перевоспитывать или лечить?

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения. 

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям. Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными. На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Как проходит в школе обычный день у детей с ООП?

Учитель из Петропавловска Олеся Моор работает педагогом-психологом 10 лет. В 2018-2019 учебном году при КГУ “Средняя школа №21”, где она ведёт занятия, открылся кабинет поддержки инклюзии (КПИ). Олеся Моор рассказала, каких результатов за год удалось добиться и описала обычный день ребёнка с ООП в их школе.

“В прошлом году у нас было 7 детей с особыми образовательными потребностями, в этом году их будет 10. Все они разные. Ко всем – разный подход. День такого ребёнка в школе начинается с того, что его встречает тьютор и помогает пройти в кабинет. На уроке ребёнок работает со всеми. Тьютор его направляет, помогает лишь в случае, если он отвлёкся. Задания ребёнок выполняет сам. Если где-то прописана сокращённая программа для таких детей, то она соблюдается”, – сказала Олеся Моор.

В остальном день ребёнка с ООП не отличается от обычного дня другого школьника, говорит она.

Родительское мнение тоже говорит о том, что учёба в школе лучше, чем другие формы. Жительница столицы Инна Гусева, мама 11-летней Вероники, рассказала, как проходят школьные будни. У девочки ЦП, она в этом году переходит в 4 класс. По словам Инны, в школе всегда прислушиваются к потребностям её ребенка и все проблемы решают с ней сообща. Женщине хочется, чтобы её дочь и дальше ходила в школу вместе со здоровыми детьми, училась общаться с разными людьми и налаживала коммуникации. Эти навыки, уверена она, пригодятся ей во взрослой жизни.

Выполнять задания, доставать учебники передвигаться по школе Веронике помогает тьютор. Как рассказала Инна, сначала девочка принимала эту помощь, а потом ей стало стыдно, что рядом с ней сидит взрослая женщина и во всём помогает в то время, как другие дети справлялись сами.

Какое-то время Вероника пробовала делать всё самостоятельно, тьютор только водила её в туалет или в столовую. Когда же она понимала, что не справляется, тьютор приходила на помощь. Инна Гусева считает, что отдельные классы для детей с ООП – это не решение.

“Они должны учиться коммуникации со здоровыми детьми, а здоровые дети должны понимать, что в нашем обществе есть люди с ограниченными возможностями, и им, возможно, нужна помощь”, – добавила Инна Гусева.

Дети с ограниченными возможностями должны учиться в обычных школах – заседание в Алматы

АЛМАТЫ. 6 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ – Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями обсуждали в четверг в Алматы.

Организаторы – городское управление занятости и социальных программ Алматы, Центр социальной адаптации детей из Астаны, Центр поддержки глухих инвалидов «Умит». Мероприятие прошло в рамках проекта «Общественный диалог» при поддержке международной организации «Каунтерпарт Интернешнл».

Было сообщено, что 11 декабря 2008 года Казахстан подписал конвенцию о правах инвалидов и факультативный протокол к этой конвенции. Одно из главных положений этого документа касается инклюзивного образования – включения  детей с ограниченными возможностями в процесс образования. Председатель республиканского общества инвалидов с высшим образованием «Намыс» Кайрат Иманалиев отметил, что недавно на координационном совете при Правительстве РК обсуждался вопрос доступа инвалидов в систему дошкольного, школьного, среднего и высшего образования.

Сегодня в стране действует 614 интернатов, где за счет государства содержится около 75 000 детей, в том числе сирот и инвалидов. В 18 домах-интернатах, в том и для детей с физическими недостатками, 101 коррекционном учреждении  обучается 17 000 детей, то есть охвачено 23,3% от общего количества таких детей, а их всего 150 000. В Казахстане действует две программы, касающиеся образования детей-инвалидов. В них предусмотрены средства для инклюзивного образования. «Но в полной мере они не выполняются. Нет педагогов, специализирующихся на работе с детьми-инвалидами. Отсутствуют специальные методики и учебно-методическая литература. Нет ни одной специализированной типографии для выпуска учебников с шрифтом Брайля, звуковых книжек. В стране всего несколько колледжей, куда принимают таких детей. Более того, во всех новых школах, которые вводятся в Алматы, не предусмотрены условия для доступа в них детей-инвалидов. Значит, департамент образования не планирует вводить инклюзивное образование, хотя концепция разработана», – отметил К.Иманалиев.

По общему мнению участников заседания, дети с ограниченными возможностями должны учиться в общеобразовательных школах. Необходимо, чтобы они были вовлечены в социум, приобрели опыт общения со своими сверстниками, получили качественное образование. Опыт многих развитых стран показывает, что такие дети быстрее адаптируются в обществе.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Формы обучения

Образование детей-инвалидов предполагает посещение специальных учреждений или учебу в домашних условиях. При тщательном подборе способа обучения успешней пройдет социализация, реабилитация, улучшится эмоциональное состояние ребенка. К тому же с таким подходом не возникнет дополнительных проблем в подростковом возрасте.

Коррекционные школы

Адаптироваться в обществе и подготовиться к школьной жизни поможет компенсированная группа детского сада. Для более взрослых детей учебу проводят в коррекционных школах, которые подразделяются в зависимости от вида нарушений:

  • слуховые, речевые, зрительные;
  • неврологические;
  • задержка умственного развития;
  • синдром дефицита внимания;
  • гиперактивность.

Также можно отправить ребенка с ОВЗ на обучение в обычную школу, однако для этого потребуется разрешение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Инклюзия

Если ПМПК разрешит, то подросток с ограниченными возможностями может получить инклюзивное образование. Эта методика вошла в педагогическую систему Российской Федерации недавно. Она основана на индивидуальном подходе и проведении дополнительных занятий, с которыми учебный материал будет усваиваться лучше.

Интеграция

Интегрированное обучение предполагает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ со схожими заболеваниями. Для интеграции в обычных школах выделяют отдельные классы, а ее современные методы позволяют корректировать поведение ребенка и быстро приспособить его к школьному учебному процессу.

Кроме того, на фоне совместных занятий со здоровыми детьми у подростка-инвалида развивается коммуникация и социальные навыки.

Домашнее образование

Если ребенок с инвалидностью физически не способен ходить в учебное заведение, он может учиться на дому с выездом педагога. Тогда проработка предметов проходит по отдельно разработанной программе. Еще учитель проводит срезы знаний и контрольные работы, на основании которых и выставляет оценки. В целом такое образование ничем не отличается от школьного, кроме самой обстановки.

Экстернат

При проблемах со здоровьем с полным сохранением интеллекта предусматривается получение образования экстерном. В основном такой вид обучения распространяется на учеников старших классов. Поскольку подросток учится дома, то он может уделять одной дисциплине больше времени, чтобы получить более глубокие знания. Однако промежуточную и государственную аттестацию он должен проходить в общеобразовательной школе.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе

В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем

Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. “Конек” 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из “Святого Георгия” делают ставку на экзотическую пока эвритмию. “Ковчег” обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к “собачьему доктору” в кинологический центр “Ордынцы” на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на “лечение дельфинами”.

НОДА — что это в ОВЗ

Понятие НОДА расшифровывается как нарушения опорно-двигательного аппарата. Малыши, с такими проблемами в большинстве своем могут получать образование в обычных учреждениях, поскольку не имеют никаких других отклонений, кроме двигательных. Достаточно создания специальных условий жизни и обучения, в которых ребенок сможет самостоятельно перемещаться. Если доступных школ нет, ребенок обучается дома. Учителя сами приходят домой или обучение происходит через интернет.

У части детей, в основном имеющих диагноз ДЦП, совмещаются отклонения опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной сферы. Им не обойтись без обучения в специальных условиях. Если причина НОДА в органических поражениях работы мозга, то ребенок может иметь трудности с восприятием, мышлением и речью. Чем раньше произошло поражение, тем больше страдает мозг, а значит интеллектуальные нарушения проявляются сильнее.

Среди поведенческих особенностей детей с НОДА можно выделить:

  1. Чрезмерную эмоциональную возбудимость.
  2. Руководство только эмоциями удовольствия.
  3. Излишнюю инфантильность и эгоистичность.
  4. Отсутствие желания подчиняться правилам и требованиям коллектива.

Надомное обучение

— это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно. 

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно. 

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. 

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

“Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое”.

Белый список специальных школ (по материалам рунета)

  • Специальная (коррекционная) школа № 532 VIII видаул. Пятницкая ул., 46, стр. 3, тел.: (495) 953-58-32Принимают детей с аутизмом.
  • Специальная (коррекционная) школа № 359 VIII видаАрмянский пер., 3/5, стр. 9, тел.: (495) 623-56-23Принимают детей с аутизмом и другими нарушениями развития.
  • Интегративная школа № 1321 “Ковчег”ул. Авиамоторная, 30а, тел.: (495) 273-25-20Принимают детей с нарушениями развития, в том числе с ДЦП.
  • Школа № 1673 “Поддержка” для детей-инвалидовул. Таллинская, д. 3, корп. 2, тел.: (495) 498-67-02
  • ГОУ № 1424-й Лесной пер., 16, тел.: (495) 250-23-03Работают с детьми с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и другими нарушениями развития.
  • НОУ “Развитие”ул. Новочеремушкинская, 54, корп. 4, тел.: (495) 128-46-72Негосударственная. Дети с ДЦП с нормальным интеллектом, с задержкой психического развития.
  • Школа “Святой Георгий” ул. Ейская, 5, тел.: (495) 350-33-81Принимают детей и подростков с множественными нарушениями развития.

Маргарита Горянская

Надомное обучение – как вариант↑

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа

Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Как составить

Универсального подхода не существует, однако, при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана: 

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Обучение в Домашней школе и Экстернате Фоксфорда избавляет от хлопот по составлению ИУП. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Особенности в развитии слишком разные↑

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Что нужно для успеха

Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии. 
  • Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
  • Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.

Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.

Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу. Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид

Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.

Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время. В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных. У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.

В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье. Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний

Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум

Фото: argumenti.ru; из архива автора

Заключение

Российская Федерация относительно недавно озаботилась нормальным обучением инвалидов и обеспечением их рабочими местами, поэтому и социализироваться им трудно. Преимущества достигаются при содействии родителей. Они добиваются соблюдения прав и гарантий для детей, в том числе права на образование и карьеру.

Учеба проходит дистанционно, на дому, в школах. Выбор организационной формы предоставлен родителям и детям. Государство берет на себя обязанности по созданию комфортных условий не зависимо от выбранного способа освоения знаний, аттестации и трудоустройства инвалидов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий