Получение образования детьми-инвалидами в России

Основные направления

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 9

Основные направления рассматриваемой деятельности включают:

  1. Коррекционно-развивающие занятия;
  2. Консультативную помощь родителям;
  3. Меры социальной адаптации ребенка.

Коррекционные занятия

Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.

Подобные занятия могут включать соответствующие упражнения по:

Развитию:

  • Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
  • Зрительного и слухового восприятия;
  • Речи, памяти, внимания;
  • Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;

Формированию:

  • Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
  • Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
  • Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
  • Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).

Консультативная помощь

Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.

Возможные варианты:

  1. Соответствующие лекции, тематические собрания;
  2. Личные или групповые беседы с педагогами;
  3. Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).

Цели оказания подобной помощи:

  1. Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
  2. Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
  3. Обучение родителей (и/или других членов семьи):
  • Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
  • Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.

Обучение социальным навыкам

Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.

В частности, к подобным занятиям относятся:

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 15

Обучение использованию:

  • Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
  • Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);

Выработка навыков:

  • Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
  • Общественно-приемлемого поведения;
  • Трудовой или творческой деятельности.

Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?

Инклюзия в образовании означает полное объединение двух методик преподавания: классической и специальной. Далеко не в каждой школе имеются настолько универсальные педагоги. Однако право на инклюзивное образование гарантировано государством для всех детей инвалидов.

А значит погружение в социум будет предоставлено каждому. Главный вопрос, сможет ли школа сделать обучение комфортным и полноценным для ребенка с особыми потребностями.

Условия предоставления инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды будут постоянно находиться в одной группе с обычными школьниками. Для получения образования наравне с другими школьниками родители ребенка с инвалидностью должны предоставить положительное решение психолого-медицинской педагогической комиссии.

А сам ребенок не должен быть в меру самостоятельным и не пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Внимание! Школа предоставляющая возможность получать инклюзивное образование должна соответствовать всем требованиям «доступной среды»: пандусы, специально-оборудованные классы и туалеты.

Для полноценной инклюзии в штатном расписании школы необходимо наличие сурдопереводчика и дефектолога.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Понятие инклюзивного обучения пришло в Россию совсем недавно, оно не совсем понятно даже для некоторых педагогов.

Ведь на протяжении долгих лет существовало понятие интеграции, ставшее уже классическим. Стоит понимать разницу.

Инклюзия предполагает адаптацию среды, в которую предстоит поместить ребенка с инвалидностью, в то время как интеграция является лишь частью качественного инклюзивного образования. А также комплекс психологических мер и приемов для полноценной адаптации инвалида в группе.

Инклюзивное образование обладает следующими характеристиками:

  1. Каждый ученик школы или группы должен участвовать в процессах интеграции, педагоги должны мягко пресекать попытки социума изолировать любого ученика, не только инвалида.
  2. Школы должны быть адаптированы к потребностям каждого ученика.
  3. Изменения должны касаться не только учеников, но и отношения педагогов к новым условиям работы.
  4. Любому ребенку должно быть предоставлено учебное место недалеко от дома.

Развитие детей с ограниченными возможностями должно проходить в обществе сверстников, это позволяет им избавиться от комплексов и продолжить полноценную взрослую жизнь в социуме.

Методы инклюзии

Профессиональными педагогами-психологами были разработаны специальные меры для комфортного пребывания ребенка с инвалидностью в школе.

Для этого имеется несколько методов:

  • расширение свободного доступа к образованию;
  • интеграция;
  • адаптация кружков по интересам для инвалидов;
  • мейнстриминг (посещение праздничных мероприятий).

Cправка! Исследования показывают, что дети с инвалидностью редко отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, а порой показывают очень высокий уровень успеваемости.

Образование детей-инвалидов полезно как для самих инвалидов, так и детей с нормальным развитием. В школе дети становятся более открытыми к общению, обретают высокий уровень толерантности, что в дальнейшей жизни может помочь найти решение многих проблем, связанных с социумом.

Условия получения льгот на образование для детей-инвалидов в России

Главным фактором получения права на образование для детей-инвалидов в России является подтверждение из учреждения медицинской и социальной экспертизы о том, что учиться не противопоказано.

Вторым важным моментом является успешная сдача экзаменов.

К указанным выше лицам с инвалидностью в вопросах поступления добавляются дети, которым ещё не исполнилось двадцать лет, воспитываемые одним родителем, имеющим первую группу инвалидности. Вторым условием по данному пункту является доход на члена семьи ниже размера прожиточного минимума.

Получение всех видов образования от общего до профессионального и высшего должно производиться только на основании разработанной для каждого инвалида личной программы реабилитации.

Места для инвалидов на парковках

Очень предусмотрительным решением стало создание бесплатных парковочных мест для нетрудоспособных граждан. Особенно актуальна эта проблема в больших городах, где отыскать свободное место для личного транспорта практически невозможно.

Отечественным законодательством предусмотрено предоставление инвалидам безвозмездного права парковки. Реализация этой льготы осуществляется по такому алгоритму:

  • обязательное оформление преференций через органы соцзащиты;
  • привилегии распространяются только на одно транспортное средство для одного льготника;
  • та машина, которая имеет преимущество безвозмездной парковки, должна быть оснащена специальной наклейкой – «инвалид»;
  • воспользоваться льготой могут граждане всех групп нетрудоспособности;
  • на дороге такие участки оснащены специальными рисунками на асфальте (инвалидная коляска); если все льготные места заняты и нетрудоспособный гражданин занимает место без отличительного знака, то услуги стоянки придется оплачивать в полной мере.

Допускается распространение льготы, как на законных представителей, так и на официальных опекунов детей, а также граждан 1 группы. За допущенные нарушения в этой сфере, виновные лица могут привлекаться к административной ответственности (применяется наказание в виде штрафа). Так, одинаково могут быть наказаны работники парковки, здоровые граждане, которые без оснований заняли бесплатное место, и юридические лица, которые распоряжаются конкретной стоянкой.

Подробнее в статье: Парковка для инвалидов

Какие существуют льготы

Получить среднее, средне-специальное и высшее образование имеют право перечисленные категории федеральных льготников:

  • инвалиды, являющиеся детьми;
  • инвалиды первой-второй группы;
  • инвалиды, родившиеся с отклонениями;
  • инвалиды, заработавшие проблемы со здоровьем во время военной службы.

Указанные абитуриенты могут претендовать на получение государственных льгот:

  1. Зачисление в колледжи, вузы без конкурса при хороших оценках за экзамены.
  2. Пользование дополнительным промежутком времени на подготовку к ответу на экзамене.
  3. Получение социальной стипендии.
  4. Дополнительное получение академической стипендии, начисляемой всем студентам, хорошо сдавшим сессию.
  5. Во многих университетах с инвалидов не взимается плата за проживание в общежитии.
  6. Право на единовременную матпомощь (выделяется руководством учебного заведения либо профсоюзом).
  7. Содержание обучающихся за счёт средств госбюджета.
  8. Бесплатное пользование учебниками и прочей требуемой литературой детьми до восемнадцати лет.
  9. Предоставление услуг сурдопереводчика.

Дошкольники с инвалидностью, достигшие возраста зачисления в школу получают от государства следующую помощь:

  • обучение в специализированных школах;
  • зачисление в специальные классы;
  • обучение на дому учителями из штата средней школы;
  • получение денежных средств родителями, обучающими своих детей без помощи школьных педагогов;
  • освобождение от сдачи выпускных экзаменов при наличии определённых заболеваний на срок, указанный врачом.

Виды образовательных программ

В России положение граждан с инвалидностью, без учета конкретной группы, тяжести приобретенного заболевания, приравнивается к общему для остального населения. Ограниченный спектр возможностей из-за отклонений здоровья должен возмещаться не человеком, а государством. Одним из таких мероприятий выступает организация образовательных программ для инвалидов.

Инвалид имеет возможность свободно получать образование. Ребенок может сначала быть дошкольником, посещать детский сад, как и другие дети, после пойти в школу или специализированное учреждение, а далее поступить в вуз. Отсюда выводятся следующие направления образования:

  1. Дошкольное обучение. Доступность такого варианта не может быть ограничена. Инвалид детства вправе проходить необходимые надомные мероприятия или же посещать школы.
  2. Общеобразовательные процессы. Здесь предполагается школьное обучение. Для некоторых детей можно организовать либо домашнюю программу, либо посещение школ, в том числе определяющих специфику работы с инвалидами.
  3. Среднее образование. Доступ в техникумы и училища не ограничивается. Подросток по возможности может выбрать то, что подходит.
  4. Профессиональное образование. Вузы принимают на учебу инвалидов и обеспечивают льготы студентам очной формы обучения. Например, прохождение обучения бесплатно или упразднение вступительных испытаний.

Кроме того, даже при наличии инвалидности человек может проходить дополнительные виды образования, повышать профессиональные навыки, обучаться в автошколе и тому подобное.

Обеспечение образовательного права ребенка-инвалида в школе и иных учреждениях осуществляется государственными органами, ответственными за разработку специальных программ, направленных на адаптацию детей и реализацию ими своих возможностей. Подключаются также органы социальной защиты, которые непосредственно предоставляют условия для воспитания и развития малышей. Тот же принцип действует и при получении образования взрослыми инвалидами.

При реализации рассматриваемого права определяется такой вопрос: как оплачивается обучение ребенка-инвалида на дому, в школе, вузе и прочих заведениях? В большинстве случаев льготные программы предусматривают как бесплатное образование, так и организацию специальных условий для обучения.

Подробнее в статье: Льготы по оплате в детский сад в 2019 году

Социальная работа с детьми-инвалидами

Оглавление

Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.

Подобные расстройства приводят к ограничению жизнедеятельности, что выражается в полной или частичной утрате возможности (в зависимости от конкретной патологии):

  1. Самообслуживания;
  2. Социального взаимодействия с окружением;
  3. Контроля собственного поведения;
  4. Самостоятельного:
  • Передвижения;
  • Пространственного ориентирования;
  • Осуществления трудовой или иной деятельности.

Согласно положениям данных законов, социальная работа с детьми инвалидами включает:

  1. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
  2. Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.

Т.о., объект работы – непосредственно несовершеннолетний инвалид. Субъект – работник сферы социального обслуживания.

Работа с отдельными группами

Степени инвалидности несовершеннолетних:

  1. Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
  2. Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
  3. Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).

Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.

Например (характер отклонения и мера реабилитации соответственно):

  • Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
  • Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
  • Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.

Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

Центры дистанционного образования

Для записи в центр дистанционного образования необходимо предоставить полный пакет документов, обычно в него входят:

  • паспорта родителей и ребенка (до 14 лет предъявляется свидетельство о рождении);
  • справка об инвалидности;
  • выписка из истории болезни с указанием диагноза, чтобы обеспечить ученика всем необходимым оборудованием;
  • справка о возможности работать с компьютером;
  • психолого-медико-педагогическое заключение об образовательном маршруте;
  • программа реабилитации;
  • разрешение на обработку персональных данных;
  • характеристика с места учебы;
  • согласие родителей на обучение их ребенка-инвалида по адаптированной программе;
  • сведения о составе семьи.

Мнение эксперта
Мария Локшина
Эксперт по семейному праву с 2010 года

Стоит отметить, что за установку требуемого программного обеспечения, отвечают специалисты Центра. Они же обучают родителей и ребенка пользоваться техникой. В таких учреждениях дети получают все необходимые знания и могут пройти итоговую аттестацию.

Взыскание алиментов в пользу детей

Семейным кодексом за каждым родителем зафиксирована обязанность финансового содержания ребенка. При этом не имеет значения факт совместного проживания. Поэтому, при расторжении брачных отношений между родителями, вступает в силу институт взыскания алиментов.

В 2020 году детям-инвалидам закон гарантирует выплаты при таких условиях:

  • сумма поддержки больше, нежели для здоровых детей, что связано с отсутствием возможности опекуна в полной мере зарабатывать денежные средства;
  • срок выплат ограничивается достижением 18 лет, но продлевается, если после совершеннолетия будет установлена 1 группа нетрудоспособности;
  • размер помощи может устанавливаться родителями самостоятельно на основании нотариального соглашения или же в силу судебного решения (но зафиксированы минимально допустимые суммы переводов);
  • алименты не облагаются налогом, а также не могут быть взысканы в счет погашения долгов.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.

Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

Центры дистанционного образования

Для записи в центр дистанционного образования необходимо предоставить полный пакет документов, обычно в него входят:

  • паспорта родителей и ребенка (до 14 лет предъявляется свидетельство о рождении);
  • справка об инвалидности;
  • выписка из истории болезни с указанием диагноза, чтобы обеспечить ученика всем необходимым оборудованием;
  • справка о возможности работать с компьютером;
  • психолого-медико-педагогическое заключение об образовательном маршруте;
  • программа реабилитации;
  • разрешение на обработку персональных данных;
  • характеристика с места учебы;
  • согласие родителей на обучение их ребенка-инвалида по адаптированной программе;
  • сведения о составе семьи.

Мнение эксперта
Мария Локшина
Эксперт по семейному праву с 2010 года

Стоит отметить, что за установку требуемого программного обеспечения, отвечают специалисты Центра. Они же обучают родителей и ребенка пользоваться техникой. В таких учреждениях дети получают все необходимые знания и могут пройти итоговую аттестацию.

Взыскание алиментов в пользу детей

Семейным кодексом за каждым родителем зафиксирована обязанность финансового содержания ребенка. При этом не имеет значения факт совместного проживания. Поэтому, при расторжении брачных отношений между родителями, вступает в силу институт взыскания алиментов.

В 2020 году детям-инвалидам закон гарантирует выплаты при таких условиях:

  • сумма поддержки больше, нежели для здоровых детей, что связано с отсутствием возможности опекуна в полной мере зарабатывать денежные средства;
  • срок выплат ограничивается достижением 18 лет, но продлевается, если после совершеннолетия будет установлена 1 группа нетрудоспособности;
  • размер помощи может устанавливаться родителями самостоятельно на основании нотариального соглашения или же в силу судебного решения (но зафиксированы минимально допустимые суммы переводов);
  • алименты не облагаются налогом, а также не могут быть взысканы в счет погашения долгов.

Как осуществляется организация процесса обучения в ДОУ?

Права несовершеннолетних на получение дошкольного образования и методы обучения, указаны в различных нормативно-правовых актах, к ним относятся:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ-181 от 24.11.1995 года;
  • ФЗ-273 от 29.12.2012 года;
  • Государственный стандарт дошкольного образования;
  • Приказ Минюста № 1014 от 30.08.2013 года;
  • санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях.

Образовательная деятельность должна осуществляться на протяжении всего времени, что ребенок находится в ДОУ, в нее включается:

  • совместная работа преподавателя с детьми;
  • ведение образовательной деятельности в режимных моментах;
  • самостоятельная работа детей.

При этом необходимо обеспечить социальное, познавательное, речевое, художественное и физическое развитие несовершеннолетних. В некоторых ДОУ действуют программы по социальной адаптации детей-инвалидов. Они предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так, с ними дополнительно работают психологи и социальные педагоги. Также для таких воспитанников разрабатывается специальная программа обучения, которая будет полностью соответствовать их физическим возможностям.

Правила оформления статуса

Получение инвалидности для детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с посещения врача-педиатра, который на основании жалоб направит родителей с ними к соответствующим врачам для прохождения комиссии. Для этого необходимо обратиться в поликлинику, к которой прикреплен ребенок.

В дальнейшем действия выполняются по такому алгоритму:

  • Сдаются все необходимые анализы для прохождения медкомиссии, куда входит врач-отоларинголог, офтальмолог, ортопед, невропатолог, эндокринолог, хирург;
  • После получения результата анализов педиатр составляет эпикриз;
  • Осуществляется запись на прохождение медико-санитарной экспертизы для получения инвалидности.

Ожидание МСЭ в среднем занимает 3 месяца, поэтому на нее желательно записываться заблаговременно. Стоит учитывать, что большинство результатов анализов имеют ограниченный срок действия, поэтому нельзя опаздывать на МСЭ или пропускать ее.

Какие документы понадобятся для экспертизы:

  • направление от врача по форме №080/у-06;
  • заявление от одного из родителей с просьбой предоставить малышу инвалидность;
  • паспорт сопровождающего родителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • амбулаторная карта обследуемого;
  • справка о регистрации из ЖЭКа;
  • если инвалидность оформляется повторно – заключение ВТЭК.

Пройдя всех врачей, ребенок может быть признан инвалидом, если будет установлено, что нарушения в работе систем организма соответствуют необходимым критериям и стандартам для оформления конкретной группы инвалидности.

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.

  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.

Как рассчитывается страховая пенсия с учётом наличия иждивенцев

При назначении страховой пенсии учитывают общую сумму и стоимость накопленных пенсионных баллов. Дополнительно к этой базовой величине на федеральном уровне установлены доплаты, учитывающие степень ограничения трудоспособности, территориальную принадлежность места работы и число иждивенцев.

Размер добавки в рублях представлен в таблице.

Категория получателейВ обычных условиях15 лет работы в суровом климате20 лет в территориях, чей климат приравнен к условиям Крайнего Севера
без иждивенцевна каждого иждивенцабез иждивенцевна каждого иждивенцабез иждивенцевна каждого иждивенца
Инвалиды 1 группы9965,8+1660,9714948,7+2491,4612955,54+2159,26
Инвалиды 2 группы4982,9+1660,977474,35+2491,466477,77+2159,26
Инвалиды 3 группы2491,45+1660,973737,18+2491,463238,89+2159,26

Виды социальной работы

Основные виды работы с инвалидами сформулированы в ст. 20 закона «Об основах социального обслуживания». Кратко их цели и задачи выглядят следующим образом.

Вид социальной работыЦели и задачи, особенности
Социально-медицинскаяПоддержание здоровья инвалида, наблюдение за здоровьем для выявления физиологических и психических изменений, разработка плана медицинской реабилитации, ее проведение.

Работа сочетает:

  • Организацию ухода за инвалидом;
  • Проведение оздоровительных мероприятий;
  • Контроль за соблюдением гигиенических норм.

Применяется проведение реабилитационных, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, формирование навыков здорового образа жизни, внедрение инноваций в способы медицинского лечения граждан.

Социально-бытоваяПоддержание и облегчение быта инвалида в стационарных, полустационарных и домашних условиях размещения (покупка предметов первой необходимости, обеспечение лекарствами, уборка, обеспечение питанием, предоставление ночлега, мебели, бытовых принадлежностей). Создание доступной среды для инвалидов.
Социально-педагогическаяНаправлена на коррекцию отклонений в формировании и развитии личности инвалида, диагностику и исследование личности. Помощь в получении образования с учетом индивидуальных особенностей. Применяется не только к детям, но и взрослым.
Социально-трудоваяОбучение навыкам и профориентация, помощь в трудоустройстве инвалида, приобщение к посильному труду.
Социально-психологическаяОказание срочной и консультативной психологической помощи инвалидам для адаптации нуждающихся к условиям социума. Включает в себя индивидуальное консультирование, проведение групповых занятий, тренингов, психологическую коррекцию, воспитательную работу для смягчения негативных психологических факторов.
Социально-коммуникативнаяСнижение общественной изоляции инвалидов. Формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации, социально-бытовой адаптации, к самостоятельному передвижению, обучению пользованию средствами реабилитации. К коммуникативному виду услуг относится организация совместных досуговых мероприятий.
Социально-правоваяОказание услуг в правовой области, защита прав личности, консультации о положенных инвалиду льготах и компенсациях в случае нарушения прав личности исполнителем услуг.
СрочнаяРешение неотложных проблем нуждающихся, связанных с материальным положением, медицинскими и бытовыми сложностями, проблемами с адаптацией в обществе.

Каждая форма организации работы с инвалидами может сочетать несколько видов услуг. Например, при размещении в лечебном стационаре нуждающемуся оказываются социально-медицинские (лечение, оздоровление, реабилитация) и социально-бытовые услуги (организация проживания, питания, досуга).

Зачастую к ним прилагаются:

  • Социально-психологические услуги;
  • Коммуникативные функции;
  • Обучение новым навыкам;
  • Привлечение к посильному труду;
  • Правовые услуги.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий