Что такое инклюзивное образование

Введение

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

  • определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России;
  • рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации;
  • раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.

Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.

Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Почему без физкультуры невозможен полноценный инклюзив?

Если общеобразовательную программу как-то пытаются адаптировать под особого ребёнка, то уроки физкультуры, по мнению Нургуль Ульжековой, как правило недоступны таким детям. Сейчас, по её словам, занятия проводятся только в Нур-Султане.

Общественное объединение “Общество родителей детей с инвалидностью “Мир равных возможностей”, которое возглавляет Нургуль Ульжекова, занимается созданием спортивных секций для детей с особыми потребностями.

“Мы организуем внеклассные занятия и спортивные секции. Мы устраиваем спортивные игры, фестивали, соревнования. В столице мы создали первую модель того, как можно организовать смешанные группы: в них есть и здоровые детки, и с разными диагнозами. У нас есть хорошие результаты, мы считаем, что это можно применять во всех регионах.

Занятия проводятся на базе наших социальных партнёров, они предоставляют нам площадки: бассейны, спортивные залы. У нас адаптивное каратэ, адаптивное тхэквондо, на улице мы проводим спортивно-массовые мероприятия, вовлекая как можно больше детей. С прошлого года мы проводим республиканский детский инклюзивный спортивный фестиваль. Это возможность командам из разных регионов приехать и поучаствовать в разных адаптивных видах спорта, таких как бочча, голбол и другие”, – сказала Нургуль Ульжекова.

Для участия в фестивале ребёнок с инвалидностью может собрать команду со здоровыми детьми. По словам Нургуль Ульжековой, это способствует укреплению дружественных связей в классе.

Такие занятия доступны не всем казахстанским детям с ООП. Нургуль Ульжекова объяснила это нехваткой специалистов по адаптивной физической культуре (АФК). По её информации, в Казахстане вузы готовят инструкторов по лечебной физкультуре, а адаптивная преподаётся лишь в виде курсов по выбору. В России, к примеру, по этой специальности студенты обучаются 4-5 лет, есть ещё и магистратура по АФК, отмечает спикер. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Нургуль Ульжекова предлагает ряд мер.

“Минтруда должен повысить базовый оклад тренерам АФК, учителям физкультуры в школах и ввести доплату за работу с особыми детьми. Тогда будет спрос на эту профессию. МОН должен выделить гранты на эту специальность”, – считает Нургуль Ульжекова.

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Инклюзивное образование в России и мире

Практика инклюзивного образования за рубежом

В мировой практике положения инклюзивного образования входят в Конвенцию «О правах инвалидов», которая была одобрена в 2006 году 13 декабря Генеральной ассамблеей ООН.

Во многих западных странах все государственные образовательные учреждения получают достаточное финансирование из бюджета для обучения ребят с особыми потребностями.

В системе образования США и Европы, в настоящее время, реализуются следующие направления:

  • Инклюзия. Реализуется перепланировка образовательных учреждений, в результате которой учебные помещения должны будут отвечать потребностям и нуждам абсолютно всех детей.
  • Мэйнстриминг. Дети с ОВЗ общаются с детьми, имеющими нормальное развитие на праздниках и различных досуговых мероприятий.
  • Интеграция. Потребности ребят, имеющих психические и физические нарушения приводят в соответствии с системой образования, которая является не приспособленной для их потребностей.

Инклюзивное образование в России

В последнее время в России наблюдается рост количества детей с особенными образовательными потребностями.

Практика инклюзивного образования в России началась ещё в 1991 году, когда в Москве была открыта школа инклюзивного образования под названием «Ковчег». Инициаторами создания этой школы были Московский центр лечебной педагогики и родительская общественная организация.

Реализуя проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», около 11 регионов России стали экспериментальными площадками.

В 1995 году и в 1998 году были проведены Международные конференции по итогам экспериментальной работы. А в 2001 году была принята «Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ».

педагогические работники

Однако знать особенности инклюзивного образования необходимо не только педагогическим работникам, но и обслуживающему персоналу. Каждый должен знать об особенных потребностях некоторых детей. Кроме того, сверстники к таким детям бывают жестоки, не все проявляют терпимость и толерантность. Поэтому работать нужно еще и с учащимися.

Законодательство Российской Федерации, которым в настоящее время регулируется инклюзивное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», закон «О защите инвалидов в РФ». Кроме того, в этот список входит Конвенция о правах ребёнка и Протокол №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

А в 2016 года был введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Стандарту, дети с различными образовательными возможностями и нуждами обучаются в одной школе. Школы должны качественно обучать всех детей без исключения. Об этом также говорится в законе «Об образовании в РФ» .

Данный Стандарт применяется также в коррекционной и инклюзивной школе. Родители обладают правом выбора места обучения своего чада. В инклюзивном классе, количество детей равняется 25 , причём из них два ребёнка имеют ограниченные возможности. Если таких детей больше, то количество человек в классе необходимо снизить.

Все регионы получают финансирование из бюджета для обучения детей-инвалидов в несколько раз больше обычного норматива.

Инклюзивное образование: курсы

С января 2017 года всем работникам образовательных учреждений необходимо соответствовать требованиям профессионального Стандарта «Педагог». В соответствии со стандартом педагогические работники должны обладать различными профессиональными компетенциями, в том числе и в области инклюзивного образования. Поэтому многим педагогам необходимо посетить различные курсы и повысить своё профессиональное мастерство.

На курсах повышения квалификации педагогических работников реализуется их профессиональное обучение с целью совершенствования уже имеющихся компетенций, знаний и навыков. Кроме того, данное обучение направлено на повышение профессионального уровня педагога и получение специалистом новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. С Ютуба можно скачать тематическое видео.

Понятие инклюзивного образования в наше время

Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с отклонениями в развитии в полноценную жизнь социума. Соответственно термин «инклюзивное образование» означает один из путей совершенствования образования, основанного на идее о том, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями) в нашем социуме должны и полноценно развиваться, и активно участвовать в общественной жизни.

Эта инновационная идея ориентирована на создание доступных кондиций обучения для всех без исключения, в том числе для детей с ОВЗ.

В современной России реализуются 3 вида обучения детей с отклонениями:

  • Обучение по видам ограничений у детей с нарушенной речью, слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, психическим развитием, в спецучреждениях 1-8 видов;
  • Интеграционное, реализуемое в спецклассах учебных учреждений;
  • Инклюзивное, когда дети с ОВЗ учатся в одном коллективе с обычными детьми.

Последний вид находится в России на начальном этапе развития и имеет под собой государственное нормативное обеспечение в виде Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также целого ряда международных конвенций. Соответствующая программа развития включает не только приспособление школьной среды, но и обязательное обучение педагогов, куда входят направления:

  1. По формированию дополнительной системы индивидуальной поддержки;
  2. Обучение в соответствии с личными планами обучения;
  3. Изменение системы оценки и аттестации школьников по этим планам.

Педагогам, работающим в этой системе, как никому подходят слова Конфуция – «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». Иными словами, именно тонкий психолого-педагогический подход особенно актуален в работе с детьми с ОВЗ.

Идеологически, инклюзивное образование полностью отвергает какую-либо дискриминацию детей, поскольку призвано обеспечить равные отношения со всеми учащимися, создавая при этом благоприятную среду для развития детей, испытывающих различные познавательные потребности.

Речь идёт о формировании гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей, разных этнических групп, пола, возраста, разных социальных групп, а не только детей с ОВЗ. Качество гибкости системы должно обеспечивать подстройку под особенности детей, а не наоборот. Преимущества внедрения системы должны получать все учащиеся, а не только отдельные группы.

Примечательно, что эта, в полной мере инновационная идея носит выраженную гуманистическую направленность – важно помочь человеку развиваться достойно и свободно, в соответствии с его склонностями, а нередко и талантами. https://www.youtube.com/embed/dO1Z91PmJmU

Базовые принципы системы

В основу системы положены восемь базовых гуманитарных принципов:

  • Ценностное качество личности имеет непреходящее значение и не зависит от её способностей;
  • Любой человек – это чувствующий и думающий организм;
  • Право общаться и быть принятым универсально и распространяется на всех;
  • Настоящее, реальное образование может быть реализовано исключительно в русле полноценных, педагогически продуманных взаимоотношений;
  • Люди испытывают нужду в дружеских отношениях и поддержке;
  • Содержание прогресса в развитии состоит именно в том, что человек может делать, а не в том, чего он делать не может;
  • Многообразие способствует развитию всех сторон человеческой жизни.

Кроме этого, система должна охватывать учебные заведения всех уровней образования, от среднего, до высшего. Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.

Практическими же целями и задачами такого учебного заведения являются:

  1. Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы детского развития;
  2. Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;
  3. Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;
  4. Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

Отсутствие опыта – преподавательский состав не в полной мере ознакомлен с особыми потребностями детей-инвалидов. Педагоги должны координировать усилия и понимать потребности класса с точки зрения развития навыков.
Отсутствие опыта работы с тяжелыми формами инвалидности — ученики с серьезными и глубокими нарушениями требуют большей адаптации и медицинской помощи. Учителя должны быть способны справиться с тяжелыми формами инвалидности и создавать планы уроков, основанные на индивидуальных способностях ребенка. Отсутствие опыта может привести к тому, что ребенок не будет в полной мере развиваться с физической, интеллектуальной и социальной стороны.
Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»)

Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей.
Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей-инвалидов – учителя не должны терпеть нечувствительность и жестокость, их цель научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их всестороннее развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных планов с учетом потребностей всех учеников в классе.
Первая задача школ, внедряющих ИО – обеспечить разностороннюю и полноценную подготовку педагогического коллектива.

Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?

Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.

У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.

Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.

Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.

Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.

Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции. Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.

Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.

Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять

Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ, сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Исследования эффективности инклюзивного образования

Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования:

  • критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
  • как идентифицировать инклюзию в школе;
  • как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
  • как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и инвалиды.

Восприятие исследовательским сообществом инклюзивного образования

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей-инвалидов (ОВЗ): участвуют в бо́льшем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с бо́льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить), оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Нужна ли вам инклюзивная программа? Психогенные нарушения в развитии — устранимы

Среди детей с нарушениями развития есть определенный процент детей, имеющих генетическую или органическую природу болезни. Например, синдром Дауна, ДЦП и т. д. Однако сегодня становится все больше детей, которые имеют задержку в развитии при том, что врачи не находят у них патологических нарушений в строении и функционировании организма.

Вы прошли массу анализов, получили нормальные результаты по МРТ, энцефалограмме и прочим обследованиям? А ребенок все равно отстает в развитии? Значит почти наверняка: природа его нарушений — психогенная.

Родители таких детей соглашаются на инклюзивное образование своих детей с ограниченными возможностями здоровья, оформляют своим детям статус инвалида. Соглашаются на облегченную программу обучения. Подыскивают тьюторов (помощников) для сопровождения ребенка на занятиях. И даже не подозревают о том, что такие «модные» нынче диагнозы как аутизм, гиперактивность и другие могут быть устранимы, если мама получает качественную психотерапевтическую помощь и знания о том, как устроена психика ее ребенка.

За более подробной информацией о том, как помочь своему ребенку, приходите на ближайший бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология».

Корректор: Наталья Коновалова

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий