Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Государственная поддержка абилитологии

В современной медицине разработаны новые методики диагностирования организма человека, что позволяет установить точный диагноз уже на первоначальной стадии.

Кроме выявления диагноза и лечения патологий современными препаратами и на современном оборудовании, также разрабатываются новейшие методики реабилитации больных после сложных травм, или же болезней, а также индивидуальные методики абилитации.

Существует разница в разработках данных методик восстановления.

Чаще всего, абилитология направлена, на восстановление детей с ОВЗ.

Когда на государственном уровне выделено понятие абилитация, подтвержденная вышедшим в 2019 году законом, тогда можно с уверенностью говорить о том, что разработка новых способов и методов формирования в инвалидах личности, которая быстро адаптируется в социуме, не заставит себя долго ждать.

Поддержка государством абилитологии, значительно снизит количество неадаптированных инвалидов, а также детей, которые перебывают в специализированных интернатах.

Абилитационный процесс необходимо начинать с первых моментов развития патологии, или же с первых дней жизни проблемных детей.

В процессе должны быть задействованы специалисты абитологи, а также должна быть тесная поддержка родителей (при занятиях с детьми). Не последнее место отводится государственной поддержке, а также поддержке органов соцзащиты.

Абилитация и реабилитация какая разница?

Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.

При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.

При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.

В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.

Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.

Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.

Если начать применение абилита в десятилетнем возрасте, тогда полностью восстановить функции речевого аппарата не получиться.

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

В Федеральном законе от № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Что такое реабилитация инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Существуют ли различия?

Несомненно, различия между этими двумя терминами существуют. Как уже говорилось ранее, в случае абилитации умения и способности формируются под влиянием извне – со стороны медработников, педагогов и психологов. Реабилитация же направлена на то, чтобы в максимальном объеме восстановить функционал, утраченный в процессе каких-то событий.

Таким образом, абилитация – это процесс, о котором чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями. В то время как о реабилитации говорят в отношении детей старшего и подросткового возраста, утративших функционал вследствие поражений центральной нервной системы, спровоцированных травмами головного и спинного мозга, заболеваний инфекционно-воспалительной природы (энцефалит, арахноидит, менингит, полиомиелит).

Однако термин «абилитация» применим не только к детям, но и к инвалидам разных возрастов.

Отличия от реабилитации

Сегодня большинство людей путают между собой определения реабилитации и абилитации. В ходе проведения медицинско-социальной комиссии не только определяется возможность присвоения инвалидности и установления ее группы, но и назначается индивидуальный реабилитационный и абилитационный планы, которые состоят из:

  • формы мероприятий, которые направляются на восстановление утраченной функции на фоне общего заболевания или травмы;
  • сроков проведения данных мероприятий;
  • видов оказываемой инвалиду помощи;
  • оказываемых объемов.

Медицинская реабилитация состоит из комплекса мероприятий, которые направляются на снижение степени ограничения жизнедеятельности маломобильного гражданина. Выделяются следующие виды реабилитации: общий, включающий в себя консервативное лечение, наблюдение за больным, специализированный, основанный на оперативном вмешательстве, протезировании, лечении в специальных учреждениях.

Медицинская абилитация включает в себя мероприятия, оказывающие замещающие утраченной функции действия:

  • Фонд помощи детям-инвалидам
  • протезирование, которое представлено заменой части тела, утратившей свою функцию, на искусственные протезы;
  • реконструктивная хирургия, направленная на устранение оперативным методом деформированные ткани;
  • ортезирование – комплекс мероприятий медицинского, технического характера, позволяющий восстановить утраченную опорно-двигательную функцию. Основан на использовании туторов, ортопедического оборудования.

Реабилитационные меры социального характера являются совокупностью процедур, определяющих общественный порядок, правила семейно-бытового характера, учитывая потребности инвалида. Они состоят из социально-средовой ориентации – комплекса мер, помогающего выявить наиболее проявляющиеся у маломобильного человека умения. На их основе разрабатывается его вид общественной деятельности.

Также речь идет о социально-бытовой абилитации, представленной комплексом мер, которые позволяют выбрать наиболее оптимальный режим семейной жизни, общественной деятельности. Получается, что социальная абилитация является подразделом реабилитации и включает в себя консультирование инвалида, обучение инвалида и членов его семьи, обучение инвалидов самообслуживанию.

Также в перечень включают приспособление жилища, в котором проживает маломобильный человек, для его потребностей, ведения нормального образа жизни, способности самостоятельного обслуживания, социально-средовую ориентацию, состоящую из приобретения навыков общения, обучения независимости, приобретения умения по восстановлению сил, помощи при решении проблем личного характера, психологического сопровождения.

Этапы абилитации и реабилитации инвалидов

Докторами составляется индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида с учетом протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей человека. Абилитация и реабилитация людей состоят из нескольких этапов:

  1. Восстановительных медицинских мероприятий. Реабилитация заключается в использовании специальных процедур, что позволит уменьшить ограниченность в передвижении человека. Реабилитация может быть общей и заключаться в приеме медицинских препаратов и амбулаторном наблюдении. Также пациентам могут назначать специализированную реабилитацию, которая заключается в предоставлении помощи в специальных центрах. Медицинская абилитация состоит из реконструктивной хирургии, протезирования и протезирования, санаторно-курортного лечения. Медицинская реабилитация позволяет полностью восстановить утраченные функции. С этой целью используется восстановительное лечение, ортезы, протезы и разнообразные технические средства. Если подвижность инвалида серьезно ограничена, то ему необходимо приобретать коляски и протезы.
  2. Профессиональной ориентации. Программа реабилитации и абилитации инвалидов заключается не только в их обучении, но и в дальнейшем трудоустройстве. Если пациент имеет профессию, но не может заниматься определенным видом деятельности из-за ограничения физической активности, то ему он проходит переквалификацию. В период трудоустройства руководство организации перепланирует рабочее место, что позволит сотруднику полноценно и максимально удобно выполнять свою работу.
  3. Физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Для их проведения инвалидам необходимо посещать специально предназначенные для них физкультурно-спортивные праздники. Благодаря регулярным спортивным занятиям наблюдается улучшение общего состояния здоровья инвалида. Они дают возможность полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
  4. Социальной программы. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов дают возможность правильно выстраивать отношения в семье и обществе. В период разработки программ учитываются потребности инвалида. Адаптация может быть социально-средовой и социально-бытовой. Первая из них помогает человеку полноценно адаптироваться в новых жизненных условиях. При этом учитываются навыки и умения инвалида. С человеком работают психологи и социологи, которые помогают определить доступные для инвалида возможности, с помощью которых он самореализуется. Инвалиду помогают найти новое место работы или провести обучение. Психологи используют специальные программы, с помощью которых пациент налаживает отношения с родными и близкими. Также они предоставляют психологическую помощь в семье. Социально-бытовая абилитация дает возможность определения наиболее удобного темпа для инвалида. После прохождения курса человек сможет самостоятельно себя обслуживать. Для семьи разрабатывается наиболее приемлемый вариант совместного проживания. При этом в обязательном порядке учитываются навыки инвалида. На следующем этапе обеспечиваются оптимально комфортные жилищные условия для инвалида.

Независимо от того, какие виды комплексной реабилитации и абилитации инвалидов используются, человек должен быть введен в среду с единомышленниками. Ему рекомендовано посещение секций, кружков, общение с творческими коллективами и т.д.

Комплексный подход

В реабилитации инвалидов достаточно важным является комплексный подход. Для восстановления полученных до травмы навыков с инвалидами работает несколько специалистов. В данном аспекте проводится использование нескольких видов реабилитации:

  • Просветительского. С его помощью меняется мнение об инвалидах в социуме.
  • Досугового. Создаются специальные программы, с помощью которых обеспечивается интересное времяпровождение людей с ограниченными возможностями.
  • Коррекционного. С его помощью обеспечивается полноценное преодоление ограничений в жизни человека.
  • Познавательного. В данном случае осуществляется применение специальных программ, с помощью которых у инвалидов вырабатывается желание к обучению и работе.

Реабилитация проводится по аналитической схеме и бывает разнообразной. В данном случае достаточно важную роль играет социальная реабилитация. С ее помощью инвалид может осознать, что он является полноценным социальным субъектом, несмотря на ограничения физических возможностей. Благодаря педагогическому подходу обеспечивается полноценная реабилитация человека, как субъекта деятельности. В реабилитационный период пациенту предоставляется соответствующая психологическая поддержка, что дает возможность ему самоутвердиться. Для того чтобы восстановить физическое здоровье человека до максимально высокого уровня используют медицинскую реабилитацию.

Все вышеперечисленные виды реабилитации должны в обязательном порядке использоваться, что обеспечит полноценную жизнь инвалида в условиях современного общества.

Абилитация должна проводиться в раннем детском возрасте, что гарантирует ее успешность. Благодаря применению определенных манипуляций будет осуществляться развитие определенных функций, которые облегчат жизнь инвалида в дальнейшем

Несмотря на то, что ребенок рождается с ограниченными возможностями, ему нужны внимание, любовь и забота родителей. Их необходимо обеспечить в полной мере

Благодаря абилитации обеспечивается формирование навыков и функций, которые облегчат жизнь ребенка в дальнейшем. Данный процесс рекомендовано применять для детей, которые имеют ограниченные физические возможности. При нарушениях в моральном здоровье взрослого человека также рекомендуется использовать абилитацию. С помощью абилитации ребенок учиться ставить перед собой цели и достигать их. Для малыша разрабатываются универсальные пути решения определенных задач, которые он может использовать в соответствии с состоянием своего здоровья. Благодаря абилитации человек учится компенсировать утраченные функции.

Для достижения эффективности абилитации рекомендуется своевременное ее проведение. В противном случае она будет характеризоваться трудоемкостью и малой эффективностью. Проведение реабилитационных мероприятий рекомендуется с первых дней протекания заболевания. Занятия должны быть непрерывными, что предоставит возможность получения желаемого результата.

Реабилитация и абилитация являются достаточно сложными процессами, которые должны проводиться в соответствии с предварительно разработанной программой. В данном случае учитываются индивидуальные особенности пациента.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11. Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально. Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д

Цель реабилитации инвалидов

Основная цель реабилитации, сформировать или частично возобновить, способности к независимой от посторонних людей жизнедеятельности. Существует три вида помощи, в этой области:

  1. Реабилитация – возобновляет утраченную в результате инвалидности деятельность.
  2. Реконвалесценция – корректирует биологические и психологические функции, восстанавливает отношения между индивидуумом и социумом.
  3. Абилитация – формирует новые способности или привычки, которых не было раньше.

Реабилитационные мероприятия для инвалидов, позволяют помочь восстановить у больных, от самых элементарных умений (соблюдение личной гигиены) и ведения домашнего хозяйства. До успешного вступления в семейные, трудовые и другие виды общественных отношений. Основное намерение, приобщить их к жизни здоровых людей, которая состоит из духовных и материальных, биологических и творческих интересов.

Для детей-инвалидов первостепенный вопрос – обучение, передача знаний, норм, ценностей, присутствующих в обществе. Необходимо дать им после учебы, жить полноценной жизнью, создавать семьи, иметь детей, найти работу.

Федеральным законом России предусмотрено, бесплатное пользование техсредствами и услугами для восстановительных мероприятий людям с ограниченными возможностями. Для этого существуют центры реабилитации, санатории, отделения при больницах, открываются муниципальные, и частные медицинские центры. Часто бюджетных средств не хватает, из-за большого количества больных людей (более 12 млн.), которые месяцами стоят в очередях.

ВАЖНО: Одним из главных залогов успеха по реабилитационным мероприятиям, является своевременное обращение!

Общие понятия

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация – это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель – компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация – это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии – и во взрослой жизни.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий